28-07-2013, 20:03
В XX-XII века достаточно быстро начало развиваться искусство вазовой росписи. С началом II тысячелетия до нашей эры традиционные геометрические орнаменты критян были дополнены мотивами спиралей, которые блестяще разрабатывались кикладскими мастерами еще в предыдущем веке. А после, уже в XIX-XV веках, во всей стране вазописцы пристрастились и к натуралистическим мотивам, начали воспроизводить изображения разнообразных растений, животных и морской фауны.
Необходимо отметить, что в нескольких районах появились красочные локальные художественные традиции, которые точно характеризовали вазовую роспись каждого центра.
Самым массовым и доступным типом архаического греческого искусства являлась вазовая живопись. На протяжении своей работы, которая была ориентирована на наиболее широкого потребителя, мастера-вазописцы значительно меньше, чем скульпторы или архитекторы, были зависимы от религиозных или государственных канонов. Благодаря этому их искусство было намного динамичнее, многообразнее и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты.
Существует вероятность, что именно это послужило появлению необыкновенного тематического разнообразия, которое было характерно для греческой вазовой живописи VII-VI веках.
Именно в вазописи раньше, чем в любой другой области греческого искусства, исключением служили, коропластики и резьба по костям, мифологические образы начали сопровождаться эпизодами жанрового характера. Так же, не ограничиваясь сюжетами, которые позаимствовали из жизни аристократической элиты, греческие вазописцы не игнорируют и жизнь социальных низов, изображая некоторые сцены полевых работ, ремесленные мастерские, празднования в честь Диониса и еще тяжелый труд рабов в рудниках. Такие сцены особенно красочно передавали гуманистические и демократические черты греческого искусства, привитые ему обществом, начиная еще с архаической эпохи.
Вторая четверть V века стала временем деятельности наиболее талантливого из художников ранней классики - Полигнота. Исходя из свидетельств древних авторов, Полигнот, хотел показать людей в различных пространствах, расставлял фигуры заднего плана над передними, немножко скрывая их на неровностях. Данный прием засвидетельствован и в вазовой росписи. Но для вазовой росписи в это время наиболее характерным являлось не следование за живописью в областях стилистики, а отдельно развитие.