22-08-2013, 16:55
Сочетание химических, физических и механических качеств керамики определяет ее широкое применение в различных областях народного хозяйства, а разнообразие декоративных приемов, применяемых в ее оформлении, выводит керамику в разряд художественных ценностей. Началось производство керамики в первобытные времена исключительно из соображений пользы, затем начались эксперименты, связанные с технологией производства, далее стала совершенствоваться форма изделий и их художественное оформление.
Декоративное искусство украшает повседневную жизнь, монументально-декоративное искусство связанно с архитектурой - архитектурный декор, барельефы, панно, мозаика, витражи; декоративно-прикладное искусство относится к предметам быта – элементы мебели, ткань, керамика, кожаные и металлические бытовые декоративные изделия; оформительское искусство занимается оформлением мероприятий - витрин, выставок, празднеств.
Декоративное искусство, конечно, отличается от изящных видов изобразительных искусств, создающих произведения только для эстетического наслаждения. Однако, так как эти формы искусства тесно связаны между собой, то различие достаточно условно. Критерии оценки картины или скульптуры – по форме, цвету, особенностям композиции, – те же самые, что применяются для оценки расписанной миниатюрами вазы из фарфора. Хотя материалы и методы декора различны в разных видах искусства, основные принципы оценивания сохраняются, это хороший вкус, оригинальность содержания, построение композиции.
Вплоть до XIX в. термины художник и ремесленник были синонимами. Ремесленник со времен античности не мог допустить, чтобы изделие, будь то серебряная чаша или картина, покинуло мастерскую, не пройдя строго контроля самого мастера на качество выполнения работы и уровень художественного мастерства.
В начале XIX в. изобразительное и декоративно-прикладное искусства разделились. Это было вызвано промышленной революцией и стремительным развитием машинного производства, в результате чего началось массовое производство предметов общего потребления. В середине XIX в. в противовес топорной и эстетически безвкусной фабричной продукции начали возрождаться художественные промыслы по всей Европе. Возникло понятие «прикладное искусство»; оно обозначало «приложение» художественной концепции к ремеслу.